Проповедь 1: О нашем отношении.

Проповедь 2: О внутренней слепоте.

Проповедь 3: Об отношении к учению и экзаменам..

Проповедь 4: Об одной древней притче.

Проповедь 5: О пустословии.

Проповедь 6: Отцы и дети.

Проповедь 7: Что меня волнует в духовной жизни нашего прихода.

Проповедь 8: Несколько слов об унынии и тоске.

Проповедь 9: О гражданском браке.

 

Проповедь 1: О нашем отношении

У Пушкина есть замечательные слова, которые я очень люблю, они звучат так: «блистает бледный день». Когда я сегодня шел на службу, смотрел на погоду, на то, как начинается весна, как дождь напояет землю, то вспомнил эти слова Пушкина: «блистает бледный день». То есть бледный день не вызывает уныния или ощущения давящей серости, а он блистает. В нем есть некая внутренняя красота, некое внутреннее наполнение, которое преображает эту серость. Мне хотелось сказать, что очень многое зависит от того, как мы относимся к тем или иным событиям нашей жизни. Можно относиться к серому дню как к чему-то блистающему, можно относится к дождю, который сегодня льет (я посмотрел прогноз: этот дождь будет длиться  до часа ночи) как к чему-то нависшему над головой, а можно думать о том,  как прекрасно, что сейчас зеленеет трава, что лето входит в свою первую пору, о том, что деревьям нужна влага, потому что земля сухая, зима была малоснежная, и что природа своими законами все гармонизирует, чтобы мы могли наслаждаться. И тогда этот  дождь, эта серость становятся каким-то образом преображенными  для нас.

Если перейти от погоды к судьбе, то скажу сразу, что древние греки изображали судьбу слепой. Богиня судьбы была слепая. Почему она одному дает богатство, другому — власть, третьему дает хорошую семью, четвертому — болезни, пятому — скорби, шестому  дает постоянно какие-то жизненные испытания, она сама этого не знает, она делает это слепо. Люди, когда они получают какой-то дар, часто удивляются. Это не только греческая мысль, например, в Библии в книге Иова об этом очень много говорится. Иов ропщет на судьбу, пророк Иона ропщет на судьбу, слепота судьбы заставляет нас думать. Я скажу вам два примера из своей священнической практики, которые подтверждают эту мысль. У меня была одна знакомая женщина, прихожанка, у которой был ребенок. Она была очень рада сыну, мужа у нее не было. Ребенок вырос, пристрастился к компьютеру, постоянно играл, работать он не хотел. Она его устраивала учиться, он оттуда сбежал, у матери он тянул деньги. Все, что ему было нужно в 27 лет, – оплата интернета и полный холодильник. И вот однажды мы с ней сидели за столом, и она мне говорит: «Вот зачем я его родила? Ведь это бесполезное существо». Редкая, между прочим, оценка матерью своего сына. Видимо, это ее страдание. И вот, она, имея ребенка, несчастна. А вы, наверное, встречали людей, у которых нет детей, и они чувствуют себя несчастными».

Возьмите отношения мужа и жены. Живет человек один, у него нет бремени воспитания детей, нет неприятностей, с этим связанных. У него нет бремени несения на себе недостатков слабостей и ошибок, которые ты видишь в другом. Он один, он отвечает сам за себя и борется в этой жизни, как может, гребет, как ему позволяет его весло. Он может жить так и думать, что несчастен, потому что у него нет семьи, жены, детей и всего того построения, от которого зависит наша жизнь. Возьмите другую семью, живет жена с мужем, который пьет, и не только пьет, он выносит из семьи все, что они вместе когда-то заработали. Он теряет человеческий облик, тот облик, за который она его любила, он постоянно придумывает отговорки, как извернуться и куда спрятать водку, он постоянно оправдывается, постоянно лжет, что выпить ему нужно для того, чтобы у него что-то не болело. И вот она живет в семье, казалось бы, по социальным нормам это то, что нужно. А на самом деле она несчастна, и не только в детях, но и в семейных отношениях. Один без семьи несчастен, мечтая о ней как об идеальной реальности. А другой живет  в этой самой настоящей  реальности и тоже несчастен, потому что судьба — слепая. В Библии, в книге Екклезиаста, говорится о том, что человек ни любви, ни ненависти  не знает в том, что перед ним (Еккл. 9-1). Т.е.  мы не знаем, что было бы лучше — иметь детей или не иметь детей, иметь эту работу или не иметь эту работу, иметь семью или не иметь семьи, жить в этом месте или жить в другом месте, — полная неопределенность.

И здесь мне хотелось сказать, что духовная жизнь ценна в данном отношении одной своей чертой, — она дает человеку стержень. Человек должен в душе своей иметь некий облагораживающий его смысл. Возьмите веру. Вера примиряет нас с жизнью, она дает нам понятие о том, что нам в жизни делать. Она дает нам через священников советы,  вступать в брак или не вступать в брак. Она предостерегает девушку, которая страдает, что она осталась одна и считает, что никому не нужна, от сомнительных провокаций со стороны окружающих ее мужчин. Она показывает человеку, что смерть не является самым главным злом в нашей жизни, потому что когда-нибудь, — прибавьте к нашему возрасту сто лет,-  все мы соберемся, как сейчас стоим в этом храме. Только мы соберемся в другом месте и, наверное,  в другом виде. Кто-то увидит, что его одежды белые, красивые, душа его сияет, как этот самый бледный день у Пушкина, кто-то увидит, что его грехи сделали так, что все его тело в ранах, одежды у него неопрятные, — притчу о  брачной одежде из Евангелия вы знаете. Мне  хотелось сказать, что вера, с точки зрения жизненной неопределенности, с точки зрения того, что нам часто приходится преобразовывать негативную сторону нашей жизни, это «остывание» жизни (чем больше живешь, тем больше чувствуешь, что устал от нее), делать ее блистающей, — вера дает очень хорошие ориентиры. Мне хочется сказать вам также о молитве (меня часто спрашивают, как правильно молиться). Достоинство чистой молитвы — это чаще всего заслуга монахов, они, собственно, и в монастыри-то идут, чтобы чисто молиться. Надо понимать, что если человек чисто молится, он уже без помех предстоит  Богу, и может у Бога выпросить или попросить очень многое. Мы не можем чисто молиться, потому что мы не можем получить того достоинства, чтобы обращаться к Богу лицом к лицу, но одно из свойств молитвы мы  вполне можем получить, — это чувство того, что переживания молитвенные составляют самое драгоценное чувство в течение прожитого дня. Вот представьте себе достаточно привычную ситуацию – вы утром встали на молитву. Перед тем как встать на нее, вы думаете: «У меня  сегодня проверка, у меня сегодня встреча с неприятным человеком, вечером мне еще надо с кем-то поговорить, — т.е. набор каких-то вопросов, которые требуют всех наших сил, терпения. И вот вы встали на молитву (мне, например, очень нравятся пасхальные часы), читаете тропари, переживая слова, чувства, заключенные в них, — они для вас важнее, сильнее, живее, чем те неприятности, которые будут вас ждать. Вот вы читаете пасхальные часы, там говорится, как Мария Магдалина встретила Христа, или «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле»…….И вы переживаете это схождение Христа во ад, умерщвление Его по плоти, введение покаявшегося разбойника в рай (а он был введен в рай первым). И вы  чувствуете, что ряд этих  событий для вас важнее, серьезнее, чем те неприятности, которые будут. Просто как свечка блекнет, они растворяются, становятся переносимыми. Имея такие чувства, молясь таким образом, так переживая слова молитвы, вы потом идете и выполняете то, что необходимо. Это и есть духовные отношения…

Итак, я сегодня говорил о том, каким образом переламывать негативную сторону нашего существования. Этих негативных сторон много, особенно, если учитывать средства массой информации, телевизор, — там просто один негатив. Жить этим — значит питаться голой солью. Все равно, что выбросить свой обед, оставить соль и съесть. Но есть способ перевернуть это, включить духовные ресурсы, духовный стержень. И это самый прекрасный способ справляться с жизнью.

Последнее, о чем скажу, — это то, что с годами  человек устает. В научном сообществе существует мнение, что каждые 10 лет человек должен менять профессию.  Если человек занимался социологией, нужно заняться, например, лингвистикой. Позанимался лингвистикой, займись, например, культурологией. Слова непонятные, но дело не в этом. Дело в том, что ты должен свой вектор немножко сдвигать, для того чтобы приятное и интересное не стало обыденным. Единственное, что можно сделать, — это опереться на духовный стержень.

С праздником вас!

 

 Проповедь 2: О внутренней слепоте

Сегодня Евангелие, которое мы читали и слышали в храме, говорило  о том, как Христос исцелил человека, у которого не было глазных «яблок».   Он даровал  зрение, которое даже по свидетельству самих иудеев было невозможно,  человеку, у которого были пустые глазницы, нечем было видеть. И по образу сотворения  Богом Адама из персти земной, Христос берет от земли, смачивает слюной и, сотворив брение, кладет ему в глаза, и человек начинает видеть.

Мне хотелось сказать о слепоте, но не о слепоте внешней, от которой Господь исцелил человека,  а о  слепоте внутренней.  И хотелось сказать о нескольких вещах, о том, как понимать собственную слепоту, а если точнее выразиться, — как чувствовать себя. Потому что очень важно чувствовать близкого, родного человека, его настроение, но часто также важно чувствовать самого себя.

Первое. Мы все живем среди людей: родственников, друзей, школьных товарищей, т.е. имеем круг общения, который, в большинстве случаев, сложился еще до воцерковления.   Часто бывает так, что друзья не приходят в храм вместе с нами. Они живут своей жизнью. Чем дальше человек воцерковляется, чем больше духовного опыта он получает, чем больше он понимает, что такое благодать, как Господь помогает человеку в его жизненном пути, чем больше  он чувствует Бога, чем больше он чувствует благодать, тем проблематичнее вот этот круг старого товарищества. В котором нормой является «черное» слово, нормой являются легкие связи (знаете, у американцев была такая идея, что сексуальные связи — это как выпить стакан воды). У нас сейчас в обществе так многие и живут, и когда у них потом на душе пусто, когда жизнь напоминает черный ком, который катится с горы, они никак не связывают это со своими поступками, со своим духовным состоянием. Определенная проблема этой слепоты в том, что человек, который грешит давно и серьезно, не чувствует того, что он грешит. И когда человек пришел к Богу, живя в этом социуме, он, по сути, является для них белой вороной, а они для него являются каким-то искушающим моментом. Что я хочу сказать? Наш духовный облик, наше духовное состояние во многом зависят от того, какие влияния на нас действуют, как мы себя внутри чувствуем, что мы внутри себя представляем. Мне иногда кажется, что человек, представ пред Богом, не будет оправдываться, — просто на нем самом будет видно, каков он есть, что он собой представляет. В моем воображении, например, это выглядит примерно так: каждый из нас — это некий красивый прозрачный сосуд, графин, и в одном налита чистая родниковая вода, в другом — какая-то колодезная, в третьем — канавная вода, в четвертом — дождевая, — в общем, это разные воды. Проблема в том, что  находясь в таком общении, воды перемешиваются, человек, испытывая  влияние окружающих, чувствует в себе эти старые привычки, которые через них действуют. Мне хочется сказать, что надо посмотреть, что нам  нравится, — у нас есть любимые фильмы, любимое времяпровождение, у нас есть какие-то воспоминания, что-то такое, что нас эмоционально заражает. Возьмите, например, фильм. Одному нравится комедия, другому нравится еще что-то. Как понять себя с точки зрения вот этого взгляда со стороны,- то, что нам нравится. Это некое зеркало, через которое можно понять самих себя. Если нам нравятся фильмы, в которых человек живет ( возьмите фильм Duxless-1, я его недавно посмотрел) жизнью, смешанной с наркотиками, с алкоголем, с блудом, смешанной с неразборчивыми поступками, с предательством, в общем,  со всем тем, что он уже не делает, но когда он смотрит это, ему нравится. Через это зеркало можно  в определенной мере понимать, что что-то из этого прошлого находится в тебе, от чего ты еще не очистился.

Возьмите другую проблему, например, проблему гнева.  Человек живет в семье и смотрит на своего близкого. Вот, например, сегодня бабушка сердится на своего внука, а через два дня она сердится на мужа, через некоторое время она сердится еще на кого-то, потом она на кого-то обижается. Есть такие случаи, когда живет человек с мужем-пьяницей, и всю жизнь страдает от того, что беспорядок в доме, постоянное пьяное присутствие, — это действительно ужасно. И вот умирает муж, и, казалось бы, ты освободился, у тебя хорошая семья, у тебя хорошие дети, внуки, родственники, и вдруг этот человек начинает злиться на детей, он начинает раздражаться на свою невестку, он начинает находить бесчисленные совершенно пропуски, бесчисленные ошибки. В чем слепота?  Я вам пытаюсь об этом говорить. Такой человек начинает думать, что гнев, который он обрушивает  на своих близких, вызван какой-то причиной. А на самом деле этот гнев вызван очень простой вещью, он вызван самим гневом. Вы привыкли гневаться, вы привыкли обижаться, вы привыкли злиться. Эта привычка похожа на голод. Ты привык кушать завтрак, обед и ужин. Не дали тебе ужин, значит, на завтрак съешь больше. То же самое с гневом.  Ты два дня потерпел, три, четыре дня потерпел, а потом ты ищешь повод, чтобы этот гнев на кого-то вылить. И находишь, на ком можно разрядиться. И человек начинает это делать, причем он искренне уверен, что тот человек это заслужил. Конечно, проходит месяц, проходит полгода, он вспомнить не может, от чего это происходило, но в тот момент он чувствует  себя полностью правым: он плачет, он злится, он устраивает семейную ссору. Причина какая? Пришло время проявить гнев. Какой тут может быть  рецепт, чем человеку можно помочь, чем исцелиться от этой слепоты?  Ну, установите себе срок, например две-три недели, и скажите: что бы ни происходило, я ни в коей мере не буду выговаривать неприятные слова, ни в коей мере не буду проявлять гнев, я буду необычайно терпелив, и когда будет какая-то ситуация,  которая, казалось бы, требует решения, я скажу себе: «Господи, помоги мне в этом случае, я поговорю с этим человеком через две недели, когда кончится мой санитарный срок». И вы почувствуете, что пришла какая-то очередность, как у человека, который тянется к вину, а  у вас рука тянется, чтобы ударить по щеке ближнего, хочется принести ему беду. Исцеление от слепоты в данном случае поможет, если поставить себе такие рамки.

Примерно то же самое можно сделать, например, с алкоголем. Меня часто спрашивают, как выяснить, есть зависимость от алкоголя или нет. Но ведь это проще простого. Вот скажи себе: «Я полтора месяца не буду употреблять никакого вида спиртного,- ни пива, ни легкого  сухого вина, ни тяжелого спиртного крепкого, — ничего  не буду употреблять». И потом полтора месяца посмотрите, что у вас будет происходить в душе. Если за полтора месяца у вас ни разу не возникнет того желания выпить, значит у вас нет зависимости, значит вы свободны, значит вы спокойно можете употреблять два раза в неделю по бокалу сухого вина. А если в душе через 10 дней начнет крутиться такое колесо, не скажу, какое, то значит надо что-то делать, надо уменьшать дозу, нужно внимательно относиться к этому.

От слепоты можно избавиться, посмотрев на себя со стороны глазами окружающих  нас людей. Вот у нас в храме случаи были, я знаю три таких случая, когда  хорошие умные девушки худели до такой степени, что на них больно было смотреть. Я одной из них сказал, что если бы тебя до такого вида довели, предположим, в концлагере фашисты, то им вменили бы это в преступление против человечности. Вот ты так выглядишь, ты такой вес имеешь, что на самом деле это ужасно. Когда она смотрит на себя в зеркало, как все слепые, она видит, что она толстая, она видит, что она  некрасивая, что она непривлекательная, и, стремясь к красоте, думает, что надо заняться серьезным делом — надо перестать есть и вообще после гастрита, наконец, надо обрести форму. Что мне хочется сказать о красоте? Женская красота — это замечательно, это действительно одно из украшений нашей жизни и, наверное, украшение России, в том числе. Но что это такое? Это здоровое тело. Если это девушка ростом 160-170 см, это вес 53-58 кг, это тело, которое состоит не из жирных складок, а из хороших мышц, которые  создаются посещением различных бассейнов, фитнес-залов и т.д. и т.п. Это не только здоровое тело, это здоровая психика и здоровый характер. Что мы имеем, когда есть довольно понятное представление о привлекательности, вообще о женской красоте. Что мы вместо этого имеем? Мы видим человека, который совершенно удаляется от людей, замыкается в себе, потому что он считает, что он жирный, толстый. Мы видим, что он худеет до неприличного состояния, вместо 53 кг минимального веса  до 35, так что его можно поднять одной рукой, и характер у него становится нелюдимым, потому что он считает, что окружающие люди относятся к нему, как к человеку со странностями. Это что-то непонятное происходит. Как слепоту свою в этом случае победить? Слушай окружающих. Послушай, что говорят тебе близкие люди, которые любят тебя. Отец твой тебе говорит, мать говорит, знакомые твои тебе говорят. У нас несколько случаев было, когда человек доводил себя до такого состояния, но чтобы оправдать себя, он, конечно, рассказывал, что у него изменения на генетическом уровне, короче,  создавал свою мифологию.

Существуют еще способы познания, чувствования себя, понимания собственной слепоты через то, что ты можешь представить себе, какова твоя религиозность. Может быть, это более тонкая вещь, но представьте себе в пространстве свою душу. Какова она, чем она наполнена, что в ней находится? Если перебирая какие-то ошибки своей юности или  привычное, сегодняшнее состояние души, вы не найдете ничего такого тяжелого, навязчивого, греховного, то вы можете считать, что покаяние, которое в церкви происходит, совершило свои плоды. Святой Иоанн Кронштадтский всегда был радостный. Серафим Саровский, несмотря на покаяние, — а покаянный характер нашей церкви свойственен, — был всегда радостен. Отчего это происходило? Оттого, что они окончательно победили в себе сознание того, что  грех поработил их душу. Зачем я это рассказываю? Какова обычная религиозность сельской бабушки? Сколь я ни каюсь, сколько я в храм ни хожу, все в ад пойду. Разве это в каком-то месте Священного Писания, в какой-то проповеди священника можно услышать? Одного слова человеку на исповеди достаточно, чтобы Господь простил его грехи.

Я сегодня говорил вам об окружающем мире, который своими нитками держит нас, подобно тому, как волосы Гулливера были притянуты так, что он встать не мог. Я говорил вам о гневе, об алкоголе, как проверить себя, каким образом можно понять, что же находится  внутри, как самому познать себя. Я немножко сказал о красоте, я сказал о покаянии. Для чего, в конце концов, все это нужно?  Для одной простой вещи. В каждом из нас, согласно Библии, прячется Каин, и покаяние означает перейти через Каина. Каин есть во мне, и я старюсь  перейти, переступить через него, изжить его из себя, изживая через взгляды окружающих, изживая через самоанализ, через чувствование себя. Есть еще много моментов, о которых в этом чувстве себя можно поговорить.  Сделаем это в следующий раз.

Проповедь 3: Об отношении к учению и экзаменам

Сегодня день Мефодия и Кирилла. Вчера был последний звонок в школе Спас-Заулка и в других школах. Мне хотелось вам сказать несколько слов об образовании, о том рубиконе, который переходят дети, сдавая выпускные экзамены и поступая в вуз. Мы живем в обществе, раненом тяжелой историей ХХ века: у нас были непрерывные войны, у нас был режим, когда за анекдот можно было оказаться в местах не столь отдаленных, у нас любые проявления свободы преследовались. По этим причинам у нас человек серьезно искажен, и это сказывается в разных моментах. Дети, которые сдают экзамены, падают в обмороки, бьются в конвульсиях. Несколько дней назад мне сказали о том, что ребенок, который должен сдавать сейчас ЕГЭ и собирается поступать в университет, обращается к кардиологу, потому что у него плохо с сердцем. Дети, когда начинают отвечать, не могут вымолвить ни слова и вместо ответа просто заливаются слезами. Говорю вам как преподаватель, который больше десяти преподавал в разных вузах и сам имеет три высших образования, который и сам натерпелся от всей этой ситуации.
Что мы, родители, священники, родственники, учителя, должны учитывать в отношении ребенка, который заканчивает 9 или 11 класс? Надо учитывать, во-первых, что экзамен — не самый важный рубикон в жизни. Сколько я видел бывших красных дипломников, девочек-отличниц, которые максимум, на что были способны в жизни, — сидеть где-то секретарем и аккуратно переписывать бумажки. Если проанализировать, насколько отличники успешны в жизни, получается странный вывод: люди, которые учились на 4 и 5, лучше адаптируются, лучше умеют во взрослой жизни ставить себе цели, они более эффективны, они находятся дальше от простого повторения, простой зубрежки, чем круглые отличники. Такие люди даже к школьной учебе подходят творчески.

У нас совершенно неправильное отношение к экзаменам. Говорю вам как учившийся и учивший. Одна из главных целей экзамена — это закрепление знания, полученного в течение года. Существуют зачеты, контрольные работы, экзамены. Все они служат для того, чтобы у человека, после того как он прошел испытание, в сознании произошло некое закрепление, некая структуризация тех знаний, которые он получил. Очень многим учившимся людям знакомо следующее состояние: перед экзаменом ты в ужасе, ничего не понимаешь, но сдал экзамен — и все можешь объяснить, все совершенно четко, кристально ясно.

Как воспринимают экзамен наши дети, приходские, православные и не православные? Они его воспринимают как оценку собственной личности. Как будто тебя оценивают на всю жизнь по твоим баллам, как будто ты становишься хорошим или плохим, в зависимости от того, поступишь ты или не поступишь, как будто все решается именно в этот момент. Ничего подобного не происходит. Если посмотреть с высоты 40 или 50 лет, отчего зависит наша жизнь, то выпускные экзамены в школе, несмотря на всю тревожность и нервотрепку, какие-то страдания, связанные с этим, вплоть до приема таблеток, они находятся отнюдь не на первом месте. Наша жизнь в значительной мере зависит от характера человека, от того, насколько он умеет ладить с близкими, с руководителями, насколько он умеет ладить с самим собой. Наша жизнь зависит от нашей воли, от того, насколько мы можем найти цель, понять, что она ценна для нас, что мы можем к ней идти, насколько мы способны к творчеству, сами способны определять ориентиры собственной жизни. Зубрилы этих способностей лишены. Наша жизнь очень зависит от нашего здоровья, она зависит от ровности настроения, от духовной тональности человека, она зависит от попадания в свою специальность, а не только от оценок, она зависит от очень многих вещей, и, если вы проанализируете, какую роль в становлении каждого взрослого человека сыграли выпускные экзамены, вы придете к выводу, что, в общем-то, весьма незначительную. Но в реальности мы видим: дети падают в обмороки, пьют лекарства, т.е. все перевернуто с ног на голову.

Я вам расскажу одну историю, она сразу сделает понятной эту тему. В нашем районе рукополагался один священник. У него перед тем, как стать священнослужителем, было образование. Образование бывает разным. Бывает образование высшее массовое, бывает образование высшее элитное, бывает образование высшее, которое позволяет человеку работать в любой стране мира, а бывает высшее образование индивидуальное, когда обучение проходит не только в классах, но и один на один, педагог передает сумму своего опыта из уст в уста. Этот человек получил вот такое уникальное образование. У нас в России такое образование сохранилось, это Московская консерватория. Он закончил Московскую консерваторию как скрипач. Он учился в Клину, потом поступил в консерваторию, ему купили хороший инструмент. Он подавал большие надежды, а потом он захотел стать священником, тоже хорошая мысль, хорошее в жизни дело, все очень хорошо. И этого человека, после того как он начал воцерковляться, пригласили сыграть для нашего церковного общества, приезжал епископ, и он должен был исполнить на скрипке какое-то произведение. Он выбрал самое простое произведение, какое только можно было взять. Из пяти нот, которые он сыграл, одна была фальшивая. Я смотрел на это и думал: человек получил такое образование, столько сил потратил, это огромнейший труд, это как врачом стать, и теперь, когда он перепрофилируется, вместо того чтобы жить по нарастающей, жить, развиваясь, обогащая себя и окружающую жизнь, этот человек просто взял веник, взял совок, сгреб все свое прошлое и выкинул, а на пустом месте, на этом пустыре пытается строить новое, и его жизнь — это жизнь через вытеснение.

Что я хочу сказать? Мне с большим трудом удается настаивать на том, чтобы люди учились, чтобы они не просто занимались каким-то домашним творчеством, что-то лепили или шили, а чтобы, получив высшее образование, они учились дальше. В чем прелесть образования? Я вообще люблю образование, я считаю, что образование для христианина — это образ жизни. Вот ты учился в школе, потом ты пошел в институт. В институте ты учишься и интересуешься разными направлениями, раздвигаешь горизонт. Ты заканчиваешь институт и потом, предположим, ты можешь начать учить языки, а после того как ты выучил языки, ты можешь пойти в магистратуру по смежной специальности, а если ты занимаешься бизнесом, ты можешь пойти в высшую экономическую школу при Президенте РФ, а если ты занимаешься дизайном, ты можешь пойти поучиться в прекрасные дизайнерские учебные заведения, а после этого ты можешь, например, написать кандидатскую диссертацию, а потом ты можешь написать книгу, а потом ты можешь вести дневник, а потом ты можешь научиться еще чему-нибудь. В общем, жизнь постоянно развивается, и вот эта форма образования делает жизнь интересной и разнообразной. А у нас заведено так, окончил музыкальную школу -скрипку в руки больше не берет. Закончил консерваторию, стал священнослужителем – и к инструменту больше не подходит. Закончил институт – и живет с одним тем же багажом, ни одной книжки научной не прочитал, ничем не интересуется.

Конечно, при таком мышлении для него экзамены ЕГЭ становятся самыми важными в жизни. Они совершенно таковыми не являются. Они существуют совершенно не для того, чтобы выяснить нашу ценность, они просто для того, чтобы зафиксировать то, что мы знаем, поставить некий конец школьному обучению и открыть человеку дорогу в широкое будущее. Был такой прекрасный поэт Пастернак. Когда он закончил Московский университет, ему предлагали остаться на кафедре, чтобы стать профессором, но он даже не пришел за дипломом, его не волновал диплом, его волновало то, что вот те знания, тот потенциал, то творческое начало, которое он должен был взять в образовании, он получил. Он совершенно не нервничал по поводу экзаменов, его больше интересовал правильный выбор жизненного пути. Так его диплом и остался лежать в Московском университете. Но благодаря последующей жизни Пастернака, весь мир знает, что он получил это образование.

А у нас все стремятся к диплому. А диплом сам по себе, это же просто обычная бумага, она ничего не решает, ничего не определяет. Пожалуйста, объясните это детям, потому что они из-за нашего общего настроения, из-за того, что они чувствуют, что сейчас происходит что-то переломное, этакая «курская дуга» жизни, они находятся в состоянии полной дезориентации. Уверяю вас, ничего особенного не происходит. Просто сдай свои экзамены, просто пойди учиться, просто полюби образование, просто полюби знание, полюби умных людей, которые писали книги, и потом живи дальше, развивайся, ищи.

С праздником вас!

Проповедь 4: Об одной древней притче.

Мне сегодня хотелось сказать вам об одной древней притче. Эти притчи собирались в народе Божием, который назывался Израиль. Мы сейчас с вами считаемся новым Израилем, по терминологии апостола Павла. Был Ветхий Израиль, который соответствует Ветхому Завету, Новый Израиль соответствует Новому Завету. Имя Израиль имеет небесное происхождение, это не название некоей национальности. Израиль по своей этимологии – это «зрящий Бога». Поэтому у Ветхого Израиля были свои пути постижения Бога, Новый Израиль имеет свои подходы к тому, чтобы получить благодать, для того, чтобы очистить душу, чтобы благословить жизнь, чтобы исправить недостатки, для того, чтобы достичь Бога. Мы с вами чтим Библию, это книга Церкви, ее создавала Церковь. И в Ветхом Израиле до Рождества Христова из огромной массы текстов, которые существовали, Церковь избрала богодухновенные книги. Кстати, Церковь избрала также и неканонические книги, которые иногда печатаются вместе со священным текстом, которые она считает полностью полезными для нашей духовной жизни, они дают нам истинное познание о Боге.

Но помимо всех этих текстов была масса очень полезных сказаний, текстов, притч, историй, которые в Библию не вошли, и, тем не менее, в культуре и европейской, и церковной они имеют свое законное место. Одной из таких притч является очень простая, короткая история, которая есть в издании афоризмов древних израильских мудрецов. Приходит путник в город и встречает юношу и спрашивает у него, как ему дойти до какого-то места в этом городе. И этот умный юноша спрашивает его в свою очередь: «вам какую дорогу – длинную-короткую или короткую-длинную?». На этом притча заканчивается. Что такое у мудрого юноши: короткое-длинное и длинное-короткое? Как видно в объяснениях людей — это отделение видимого от невидимого, от того, что действительно соответствует реальности. Бывают быстрые пути, пути «наскоком», которые на самом деле не ведут прямо к цели, они только кажутся такими. Несколько примеров я вам приведу. Длинная-короткая  — это дорога размышлений, это дорога анализа, дорога не открытой эмоции, дорога усилия, — например, того прекрасного усилия, когда ты слушаешь музыку. Но когда тебя бьют эмоцией по лицу, когда эмоция неконтролируемая, когда она выплескивается, как вода из ведра, — в этой эмоции нет ничего хорошего, она просто негативна. А мы живем в негативе, вокруг 90% негатива. И  вот юноша спрашивает у этого путника, вам какую, короткую- длинную, т.е.если вам ответить просто, а вы потом пойдете длинными-длинными путями, или вам длинную-короткую, т.е. я вам объясню все подробности, все закоулки, которые нужно пройти, но в конце концов мы достигнем свой цели быстрее.

Почему эта притча, мне кажется, очень важна для нас? Я больше восьми лет занимаюсь анализом общественного сознания,- защищал диссертацию на эту тему в МГУ, имею высшую научную квалификацию,  я вам скажу, что одна из особенностей нашего сознания, русского сознания, не каждого из нас, а вообще всех: нам короткие пути кажутся самыми лучшими, самыми замечательными.  Приведу исторический пример. Я недавно в библиотеке прочитал, что в 1928 году, т.е. спустя 10 лет после октябрьского переворота, когда рабочих и крестьян собрали в колхозы, была сплошная коллективизация, выяснилось, что в царской империи только 10% бедноты было грамотным. Это было  безграмотная страна. 70% общего числа крестьян было безграмотным. Когда анализируешь причины происхождения революционного переворота, причины сочувственного отношения к революции интеллигенции, даже некоторых священников, писателей: Блока, Булгакова, Бердяева, особенно на первых порах, вот эти процентные соотношения очень важны. Что произошло потом? Русское сознание сломало систему, сломало всю эту империю, сменило власть, форму собственности, изменило все отношения, поставило принципы класса и ненависти во главу угла. Мы пошли коротким путем, но оказались на длинном. Люди думали, что простая ломка старого автоматически приведет к хорошему новому. Ничего подобного…Мир — это круг, а не отрезок между точкой А и точкой Б. Ты покинул точку А, а это не значит что ты достигнешь точки Б. Ты не придешь в точку Б, где благоденствие, порядок, организованность, образованность, добро, справедливость, благожелательность. Нет, ты придешь в точку С, Е, в точку анархии, кровопролития, ты придешь в совершенно другие точки. Наша страна и мы все любим вот эти короткие-длинные пути, ничего с этим не сделаешь, это правда.

Возьмите другие случаи, если говорить не об истории, а об отношениях людей. Например, свекровь видит недостаток  в свой невестке. И она ярится, ее нельзя успокоить, она не может закрыть рот, пока не устроит скандал. Или другой пример. Человек хочет отдохнуть. Каким образом отдыхают люди? Если брать нецерковного человека, — я не открою вам тайны, — это алкоголь и телевизор. Ну,  это же самый простой путь — короткий-длинный, потому что ты посидел перед «ящиком» и насмотрелся негатива. Если убрать там 4-5 новостей, о которых постоянно говорят, все остальное там пустое. Или выпил человека алкоголя, насмотрелся в интернете, в телевизоре негатива, — и у него в душе отвратительно, он совершенно не отдохнул, он просто потерял время. Люди, которые смотрят телевизор, не умнеют в отличие от тех людей, которые читают книги и занимаются изучением, например, древней истории или языков, или учатся в университете. Это короткий-длинный путь – ты идешь постоянно коротким путем, а он оказывается ужасно длинным, потому, что душа пустеет, страна разваливается, анархия наступает. Эти закономерности, эти моменты нас не учат. Мы просто близоруко верим, что, покинув точку А, мы попадаем в точку Б. На самом деле здесь совершенно другой жизненный алгоритм.  Думаю, что это полезно знать и передавать детям. Они должны различать видимость и реальное положение вещей.

Напомню вам одну вещь. Как-то раз выступал один из членов еще доперестроечного правительства и рассказывал о том, как российские элиты работали, управляя государством. Он  говорил, что, когда он пришел в правительство, человек, принимающий решения, мог отсчитать от своего поступка  восемь шагов, а он мог отсчитать только четыре. Это значит, что ты принял решение, и оно будет воздействовать на такую-то сферу, воздействие на эту сферу окажет влияние на другие две сферы, эти две сферы в сумме окажут влияние на третью сферу, третья на четвертую, четвертая на пятую, — итого восемь шагов. Конечно, государственное мышление дано не всем, в Библии этих людей называют мужи силы, мужи мудрости — людей, которые обладают не только умом  и образованием, но умеют это все применить. Но, по сути дела, нам надо стремиться развить в себе способность предугадать вот эти восемь шагов, воспитывая ребенка, принимая управленческие решения, решения в семье, решения в  отношении своего здоровья. Мы должны помнить о наличии двух дорог: короткой-длинной и длинной-короткой. Но лучше выбирать длинную-короткую – она ближе к цели.

С праздником вас!

Проповедь 5: О пустословии.

Мне хотелось сказать вам сегодня о пустословии. Когда люди приходят исповедоваться, то чаще всего они говорят не о том, что согрешили телом или делом, а о том, что они согрешили языком, чувствами, эмоциями. Это очень во многом зависит от слов, или словами выражается и сопровождается.  Мне хотелось зацепиться сегодня за такое женское, как правило, выражение «я  поделилась чем-то с кем-то». К сожалению, часто это деление относится к вопросам, с мужской точки зрения, внутреннего семейного порядка. Обычно человек поступает таким образом: что-то  у него в семье неладно, он терпит это, а когда в душе накипело, и он (а точнее она) чувствует, как мне сказала одна прихожанка, что сейчас ее разорвет, тогда она, для того чтобы поделиться, посоветоваться, обращается к своей подруге или знакомой и рассказывает все, что она  думает, о чем она догадывается, что она предполагает относительно мужа, пьющего сына, ситуации на работе и т.п., т.е. то, что и в страшном сне не приснится. У человека в голове бывает совершенно превратное представление о происходящем, человек может якобы догадываться  о таких вещах, которых и в помине нет. Вообще, проблема всех догадок в том, что мы говорим о человеке, который  в чем-то согрешил, а время уже прошло. Допустим, он оступился, совершил плохой поступок, разгневался, но мы не знаем, насколько этот человек раскаялся в этом проступке, насколько он изменился, насколько он принял, например, решение поступать впредь по-другому. И, пересказывая вот эти свои впечатления, рассказывая то, что рассказывать чаще всего не нужно, человек по сути дела, выносит сор из избы. На что хотелось обратить ваше  внимание? На то, что если у человека в душе нечто накипело, то результат обычно бывает негативный. Одна подруга рассказывает другой подруге, другая подруга — третьей и т.д. В общем,  результат известен.

Что с христианской точки зрения нужно сделать вместо того, чтобы пытаться ославить свою семью? У каждого из вас есть люди, авторитетные для вас. Это могут быть родители или священники, это бывает просто человек, с которым можно посоветоваться. Например, если у вас создалась молодая семья, а вы знаете хорошую семью, которая уж многие годы вместе, можете пойти, посоветоваться с ними. Я уверяю вас, они не будут злорадствовать, не будут пересказывать это и дадут толковый совет. Мы можем поговорить об этом с Богом.  Когда что-то происходит во внутрисемейных отношениях, человек может сделать это темой своей молитвы, но не нужно это разбрасывать, вот как сеятель вышел сеять, как в притче говорится, и зерна упали в терния, на дорогу, на камни. Так и эти слова. Причем, обращаю ваше внимание, часто люди делятся такими подробностями, которые никому, кроме них, знать  не нужно. Мне хотелось вам сказать, что делиться не нужно, нужно подумать о том, что вы хотите сказать. Если это может составлять честь человека, может быть передано кому-то и вам будет это неприятно, обратитесь либо к священнику, либо помолитесь об этом внимательно.

Если вы хотите сохранить душевный мир, чтобы не было вот этих передач бесконечных: одна сказала другой, другая — третьей, и пошло сарафанное радио, то подумайте, как царь Давид  поступал. У него в семье тоже была масса проблем, у него сын восстал против него, этот сын погиб, другой сын изнасиловал дочь его жены. Почитайте Библию, там столько было всяких проблем. Что говорит Давид? У него есть прекрасный псалом «Рех: сохрани пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною» (Пс. 38-1). И вот когда все подзуживает внутри взять да и рассказать и сбросить это с души, надо три раза подумать, нужно ли это говорить. Потому что то, что вы думаете, может не соответствовать действительности, а ваши слушатели могут передать это каким-то другим людям. Это хорошо сделать темой молитвы для того, чтобы Бог  изменил ситуацию, для того, чтобы Бог помог нам, для того, чтобы Бог облегчил наши души. Мы молимся о грехах, мы читаем утренние молитвы, довольно длинные в нашей православной церкви, но почему не сделать вот эти именно ситуации, которые происходят в семье, темой для молитвы, вы почувствуете, как в душе наступает облегчение, потому что Бог недалеко от каждого из нас. И еще добавлю: Андрэ Моруа говорил, что люди боятся одиночества и молчания, потому что и в том и в другом им чудится призрак небытия. Возможно. Но нужно сделать так, чтобы другие люди от нашего желания поговорить не страдали.

 

Проповедь 6: Отцы и дети

Мне хотелось сказать вам несколько слов о воспитании, потому что дети в храме есть, и в их образовании и воспитании существует немало проблем.

Первое, о чем мне хотелось сказать, это точка в отношениях между родителями и детьми, между отцом и дочерью, между матерью и сыном, — наиболее чувствительная точка понимания, в которой эти поколения сходятся. Потому, что в плане жизненного опыта, знаний, образования, широты кругозора уровень родителей неизмеримо выше, чем детский. С другой стороны, в плане скорости обучения, способности познавать новое, реакции на изменения в современной реальности, дети гораздо быстрее все схватывают, гораздо быстрее движутся, чем родители. Мама, видя, как ребенок со скоростью профессиональной машинистки щелкает на компьютере и решает сложные программы, которые она не может освоить, должна понимать, что в чем-то ребенок превосходит ее. И вот между этими лагерями существует некая точка (или область) соприкосновения, которая является не только мостиком понимания, но и опорой воспитания. Это шарнир, который должен сцеплять педагогический процесс. На мой взгляд, такой точкой является понимание призвания человека, видение того, что ребенок должен делать, к чему он призван, какие у него способности. Я помню своих сверстников, нас всех очень характеризовала одна формула: мы прекрасно знали, чего не любим, мы отлично разбирались в том, что мы ненавидим, мы великолепно были осведомлены в том, что мы презираем, но мы совершенно не понимали, что мы любим и что мы должны делать. Вот эта негативная окраска – я знаю, что я не люблю, но я не знаю, куда мне идти,- она, в общем-то, характеризует большинство молодых людей. Они прекрасно разбираются в негативе и очень мало знают о том, что дает хорошее образование, хорошая физическая форма, интеллектуальный уровень, хорошее поведение.

В мужчине, в мальчике что-то серьезное внутреннее просыпается в тот момент, когда он, взрослея, пытается встать среди своих сверстников на какую-то ступеньку, получить признание. Когда он видит, что девочки стали красивыми, он пытается завоевать их внимание, и в этот момент он понимает, что он не знает, кто он, чем он должен в жизни заниматься, у него нет никакого ярко выраженного призвания, он не очень интересный человек, потому что в жизни он ничего не осваивает планомерно, с усердием, с каким-то результатом. Один из десяти детей действительно получает какую-то хорошую культурную подготовку. А так — обычное школьное образование, обычный уровень знаний смотрителя телевизора, в общем, ничего выдающегося. В тот момент, когда он понимает, что ему нужно как-то себя показать среди сверстников, среди противоположного пола, в нем просыпается важный вопрос: «А кто я?». И вот этот вопрос «кто я?» — самый важный пункт соединения родителей с детьми, потому что в нем родители не только контролируют поведение ребенка, они стараются быть немного на шаг впереди своих детей.

Как начинаются все грехи, ошибки человеческие? Сначала человек говорит плохие слова, потом через некоторое время он поздно приходит домой, потом он начинает курить, потом он пьет, и если мы упускаем полностью процесс, начинаются наркотики, легкие, потом тяжелые, он становится больным человеком, попадает в реанимацию и, в конце концов, умирает. Я в своей практике видел все эти стадии. Поэтому помимо всех этих вещей, важно своим детям быть не только родителями, но и воспитателями. Отношение только родительское характеризуется тем, что всякая неточность, всякая ошибка ребенка воспринимается нервозно: от битой чашки до неправильного поведения. Мне кажется, что дети, как и мы, познавая жизнь, особенно в возрасте 12-ти лет и старше, пытаются понять рамки, в которых им потом нужно будет жить. И ошибки, которые взрослым кажутся вопиющими, невозможными, совершенно абсурдными и глупыми, на самом деле являются не выражением детской испорченности, склонности творить зло. Знаете, как следопыт испытывается на местности, так и ребенок ориентируется, пытается понять границы. Он не любит зло, он его делает, чтобы понять, что его потом не нужно делать, нужно попробовать и понять, какое оно из себя. И вот эта чувствительная точка, когда мы в течение всего времени воспитания пытаемся объяснить ребенку его место, все время соотнося то, каким он сейчас является, и каким он будет, потому что ему будет 16, будет 26 лет, когда-то ему будет 60. Воспитание через объяснение, каким ты сейчас являешься и каким ты должен быть, мне кажется очень важной и совершенно необходимой вещью.

С этой точки зрения, скажу вам, что, например, ребенку очень трудно разъяснить – зачем ходить в церковь. В церковь ходить тяжело. У диакона Андрея Кураева есть хороший образ. Он говорит, что церковный человек напоминает альпиниста, который пришел в пляжный город. Там кто в шортах, кто в майке, у кого волосы распущены, а он пришел с оборудованием, у него ботинки тяжелые, у него палки в руках, за спиной лыжи. Он, в общем-то, готовится к чему-то совершенно другому, а окружающие смотрят на него и думают: «Что это он так вырядился? Какой-то он странный». Верующий человек тоже как альпинист, потому что люди вокруг живут легко, не отказывают себе ни в чем, они неразборчивы. А христиане соблюдают заповеди, соблюдают посты, они соблюдают молитвы, они воспитывают волю, ходят в храм, они имеют определенные заповеди, — это ведь целое оборудование, оснащение человека. Зачем все это нужно? Ребенку это трудно объяснить, современная жизнь ведь не учит этому, она учит потреблению. Ведь если открыть интернет и посмотреть, что является востребованным на сайтах, что рекламируется на подростковых форумах, ничего общего с духовностью, за малым исключением православных сайтов, вы там не найдете. Современное общество нуждается в потребителях, имеет психологию потребителя, общество эту психологию формирует.

Хорошо, если в круг вашего общения входят церковные семьи. Тогда ребенок сможет увидеть, какие отношения там между мужем и женой, какая красивая может быть семья в ее повседневной жизни, какая красивая может быть любовь родителей к детям, когда семья полная, когда между мужем и женой лад и согласие, как хорошо можно общаться, когда несколько человек собираются на какой-то день рождения, как можно интересно проводить время. И посмотрите на жизнь людей, у которых кто-то в тюрьме сидит, или еще что-то. Жизнь нерелигиозная очень многих людей приводит на грань катастрофы.

И хотел вам сказать еще об одном. Помимо точки соприкосновения поколений,- может это трудная тема, чтобы коротко ее изложить,- существует еще некая мобильность человека по отношению к своему ребенку. Мне кажется, что хороший отец — это строгий отец, хорошая мать — это строгая? мать, это внимательная мать, которая все замечает, но которая, многое прощая, старается видеть вперед, действуя по пословице: «Для того, чтобы правильно относиться к жизни, нужно воспринимать людей такими, какие они есть, а вещи такими, какими они должны быть». Такой афоризм существует. В Евангелии Христос все время говорил – вы мои ученики, вы дети мои, вы должны слушаться, Он говорил притчами, апостолы не понимали притчи. Также и в детском возрасте отец, мать все время стараются идти впереди, идти рядом, находить вот эту точку понимания, быть в контакте, чтобы чувствовать, что происходит в душе ребенка, быть даже немного на шаг впереди. В какой-то момент, как в Евангелии, Христос говорит- «теперь не называю вас Своими учениками, не называю вас Своими рабами, а называю вас Своими друзьями». Мне кажется, что секретом воспитания является момент, когда родитель по отношению к взрослому чаду умеет сменить позицию менторскую на позицию дружескую. В ребенке уважение к отцу, матери, наставнику, тренеру, священнику, родственнику, который близок к семье, — сохранится. Но в тот момент, когда внешний и внутренний родители переходят в позицию товарищеского отношения. Там много очень тонких оттенков, но вот эта линия товарищества, когда все уважение, усвоенное детьми, уходит внутрь, а снаружи появляется легкость товарищества, легкость коммуникации, легкость общения, открытость. Заметьте, насколько подростки открыты друг другу, и насколько иногда родителям бывает трудно к ним пробиться. Хотя ребенок открыт своим друзьям, для родителей он как запертая дверь, потому что, возможно, родителям не хватает вот этой способности быть разными в разные моменты жизни, перестроиться в тот момент, когда ребенок подрос, и нужно стараться процент друга в себе увеличить, для того, чтобы сохранить нужную волну понимания. В какой-то момент даже Господь сказал: «Я не называю вас своими учениками, я называю вас своими друзьями, потому что все, что Я должен был сказать, Я сказал». Так и с нами. Приходит какой-то момент жизни, когда родители передают все, что они хотели передать своим детям, — девочки всё усваивают раньше, мальчики всё схватывают гораздо позже, — и в какой-то момент они становятся друзьями. Сохраняя богатство внутренних отношений, чтобы оно не погасло. Так что это видно и из Евангельской истории.

Хотелось, чтобы в наших церковных семьях мы умели быть разными в разные моменты, ситуации. В общем-то, это же обычная вещь. Светит солнце – мы ходим без шапки, холодно — мы надеваем шапку, идет дождь – мы берем зонт. Примерно то же самое в воспитании. Начинается трудный период переходного возраста – мы переходим на другую ступень, становимся другими.

С праздником!

Проповедь 7: Что меня волнует в духовной жизни нашего прихода

Мне хотелось сказать вам о том, что меня волнует в духовной жизни нашего прихода. Я остановлюсь на нескольких основных пунктах, их, на самом деле, гораздо больше. Есть такая пословица:  «Жизнь добра к тому, кто ей улыбается». В противовес этой пословице, разговаривая с людьми, наблюдая за ними, я замечаю, что многие из нас живут в негативном поле. Вот садишься с человеком за стол, спрашиваешь, скажи мне дорогой, что у тебя за прошедшую неделю было хорошего, что ты услышал умного, что ты услышал интересного, что творчески обновило твою жизнь. Как правило, таким вопросом вы поставите человека в неловкое положение, потому что часто у него есть мало что сказать. И если вы спросите его, наоборот, о каком-то негативном поле, — о политике, о каких-то медийных новостях, которые в основном окрашены в негативные оттенки, то будьте уверены: полтора часа увлекательной беседы вам обеспечено. Это говорит о духовной сфере, о том, что освящение, какая-то благодатная исцеленность души еще не совершились, какой-то творческий потенциал в людях не пробудился. И поэтому, в общем-то, они живут как все.

Другой вещью, которая меня волнует, является расхождение между словами и делами. Апостол Иаков говорит что «вера без дел мертва». Если посмотреть на наш «фасад», на нашу внешнюю жизнь, — как мы одеты, как мы выглядим, как ведем себя, — в общем-то это в основном хорошая сторона. Мне вообще кажется, что христиане сильно внешне отличаются  от  людей, которые, как в Библии написано, живут «во злобе и зависти». Но кроме внешней жизни, есть и внутренняя. Помимо слов, помимо крестов, которые мы носим на груди, есть план дел, в том числе дел души. Что делает душа? И опять здесь масса вопросов. Ну, вот один из них. Сейчас в газетах пишут о том, что вульгаризация, порнографическая окрашенность проникает во все сферы: в моду, в рекламу, в СМИ. По сути дела, пройти где-нибудь в большом городе по улице не удается, не увидев какой-нибудь развал с журналами с изображением какой-нибудь соблазнительной открытки. Дело, конечно, не в открытках, а дело в том, что вот этот дух чувственности, порока пронизывает, в общем-то, все вокруг, и он приводит к тому, что мы не можем никуда выйти. Улица вам предлагает одно, интернет предлагает вам другое, включаете телевизор, там показывают какого-то безумного Тарантино, где кровь хлещет в разные стороны. Если бы посмотрел апостол Иаков на  эту ситуацию, наверное, он бы сказал: ну хорошо, это делают СМИ, а вы-то сами смотрите все это, смотрите эти фильмы Тарантино, или «Основной инстинкт-2», там  вышли еще фильмы того же плана. Если  мы ходим на исповедь, причащаемся, снаружи все выглядит прилично, благочестиво. Но если  в то же время мы в курсе всего этого, если все последние сливки этой индустрии находят в нас живейший отклик, если мы это все посмотрели, а потом постарались все это забыть, то очень трудно в такой ситуации потом не жаловаться на некую пустоту в душе.

Третье, что меня  волнует. Апостол Павел пишет своему духовному сыну Тимофею: «Пей вино для желудка  при частых твоих недугах». Т.е. апостол Тимофей не пил, а Павел ему советует потреблять вино для того, чтобы он был более здоров, т.е. в малых количествах оно полезно. Совершенно другое дело, когда мы уже имеем квалификацию сомелье, и плохо не то, что вино интересует вас как одна из приятных сторон жизни, а плохо то, что бывает так, что никто не знает, как можно, кроме как употребляя алкоголь, отдыхать. Я часто вспоминаю Патриарха Алексия II, у которого было много молитвы, много административных дел, и, кстати, колоссальная ответственность за одну из крупнейших Церквей в мире, так вот он отдыхал, гуляя по лесу, и собирал грибы. У меня, например, в последнее время одной из форм отдыха является изучение стиля прерафаэлитов. Это английская живопись XIX века, я открываю для себя эти великолепные образцы высочайшего искусства. Но если человек не знает другого способа отдохнуть, кроме как достать штопор и вынуть пробку из бутылки, даже если он все это дозирует, между таким питейным отдыхом и этим человек возникает некая форма  зависимости. И когда жизнь становится жестче, прижимает нас к батуту, в этот момент испытанный способ релаксации применяется, и человек пьет не столько, а столько, и не два раза в неделю, а ежедневно, и не легкие напитки, а крепкие и т.д. и т.п.

Четвертое, что меня волнует – это излишняя тревожность и регламентированность в семье. Женщины осознают, что они — последний редут в воспитании ребенка. Если упустит отец, доглядит мать, но если не доглядит мать, не доглядит никто. Поэтому мать всегда остается матерью, все знают, что это — самое дорогое, что у человека есть. Но иногда бывает так, что женщина, сознавая, что она единственный бастион в этом мире, превращает семью в некое производство по воспитанию детей. Все, что происходит в семье, происходит только для того, чтобы дети были воспитаны, все жестко, — никаких опозданий, никаких отлучек, никаких  сиюминутных желаний, никаких спонтанных решений. Все подчинено определенному графику, и она этот график ведет. Результатом этого является то, что в такой семье может не зацвести второе-третье чувство. Тяжело, когда ты живешь на заводе. Хорошо, когда в семье человек умеет воспитать ребенка и быть другом, и быть советником, и быть женщиной, и быть матерью, и быть дочерью своим родителям, и во всем этом найти доброжелательную, разумную гармонию. Судорожный профессионализм, судорожная регламентация какой-либо из сторон в семье  также плоха, как обычная грубость, и здесь ничего с этим нельзя поделать. Так же и от мужа требуется, чтобы он был отцом, чтоб он был другом, чтобы он был наставником, советчиком, чтобы он был и жилеткой, в которую можно поплакать. Мы все разные, мы в разных ситуациях разные, и именно потому, что мы такие разнообразные, жизнь у нас интересная.

И последнее. Скажу о молодых людях. Философы говорят: прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее – это некая точка на отрезке, по которой ты скользишь, и поэтому, если у тебя за плечами нет богатого опыта, то ты часто, особенно в юности, ощущаешь, что жизнь какая-то зыбкая, нежелательная, в ней есть что-то тяжелое, что-то очень неопределенное. Человек с опытом, человек в возрасте просто поворачивается назад, к тому,  что было 5-10 лет назад, вспоминает, каким он пришел в церковь, как он окончил школу, и понимает, что жизнь — это не только неопределенность, в жизни есть много чего светлого. Я думаю, что христиане могут сказать, оглядываясь назад, что они видят, как Бог хранит их. Это является одной из основ нашей веры. Но для молодого человека, тем более для молодой эмоциональной девушки жизнь — это 95 % неопределенности. И меня волнует недостаточная открытость между родителями и детьми, представление о том, что у молодого человека, молодой души будущее — это темнота, в которой  полным-полно проблем. Наша отеческая задача – рассеивать вот эту темноту, потому что все демоны, все страхи не  во свете, а только в этой темноте и водятся.

Я хотел вам сказать о том, что помимо внешнего уровня нашей религиозности есть внутренние маркеры, внутренние параметры, по которым мы можем определять себя. От этого будет зависеть то, что будет впереди. Потому что, как наш храм оделся в роспись, в благолепие, в иконы, — я надеюсь, он и дальше будет совершенствоваться, — так и мы уже приобрели внешний христианский облик. Но внутренняя недоделанность, ускользающая, не видимая никому, кроме  самого  человека, суть, все равно видна Богу. Потому что Бог смотрит не на лице человека, а на его внутреннее.

С праздником!

Проповедь 8: Несколько слов об унынии и тоске.

Библия говорит: «Не есть мудрость — знание худого» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 19-19). И, тем не менее, в процессе жизни многие люди испытывают уныние, отчаяние, тоску, расслабленность, неспособность вообще что-либо делать из того, что необходимо делать: выполнять свои обязанности, заниматься учебой или работой. Это тяжелое состояние, оно может прогрессировать. Тогда у человека портится характер, он озлобляется, он смотрит на всех, как на врагов, тотально всем не доверяет, и у него происходит трансформация личности. Это может быть связано с очень разными проблемами: рабочими, семейными и так далее. И это состояние какой-то глубокой обиды, — в котором человек «сам разрешает себе сойти с ума», как сказал однажды Достоевский, разрешает себе стать в оппозицию всем окружающим, даже самым дорогим своим людям, — может быть очень длительным. Это состояние так же не естественно, как что-то, происходящее с телом человека. Ну, например, у человека перелом, или что-то происходит с его мышцами. И он может, когда заживет рана, постепенно начинать разрабатывать эту часть своего тела, для того, чтобы вернуть себе движение. Тоска, вялость, лень, когда невозможно поднять руку, ощущение, что все вокруг не правы, по сути дела, это глубокий перелом в душе. Исцеление включает в себя два пункта.

Первый пункт – осмысление. Допустим, человек пережил травму, вызванную какими-то обстоятельствами, либо каким-то сильнейшими неудачами, ощущением предательства и т.п. Господь посылает нам то, что нам полезно, но мы иногда воспринимаем происходящее в трагических тонах. Я служу в храме 23 года. В нашем храме есть разные люди, — журналисты, медики, коммерсанты, психологи, жены, ученые. И я вижу, что у нас всё развивается, жизнь всех людей, которые сохраняли христианский облик своей души, которые выполняли заповеди, движется, их семьи множатся.  Конечно, в этом есть благодать Божия, но это и повод для того, чтобы с оптимизмом и надеждой смотреть на черные полосы, которые время от времени случаются. Первый этап — осмысление, когда нужно понять, что пошло не так. Православный человек может прийти посоветоваться со священником, вместе попытаться понять, почему он оказался в таком глубоком нокауте, отчего он такой весь искореженный. Это первый этап. Второй этап – это воскресить в памяти те положительные моменты, которые мы уже переживали. В идеале будущее — это некий слепок прошлого. И если в прошлом Господь благословлял нас, то почему в более трудной ситуации Он должен отступиться от нас? Любой священник в Церкви скажет вам, что Господь не дает человеку испытания больше, чем он может понести. Помимо того, что осмысление помогает нам  понять нашу проблему, есть еще третий момент, который называется «отложенное решение». Вот если совсем плохо, если совсем не знаешь, что делать, можно применить этот прием. Я понимаю, что что-то не так, я понимаю, что надо что-то сделать, но я не понимаю, как это сделать, или я не готов это сделать сейчас. И я откладываю это, в душе говоря: «Вот, Господи, я не знаю, как это решить, помоги мне, и я возвращусь через какое-то время». И продолжаю жить, продолжаю эффективно работать в этой жизни. Через какое-то время человек возвращается к этому вопросу, и вопрос оказался другим. Если ничего не решать, в душе будет некая психологическая проблема, запруда, если решить, когда ты не готов, когда твоя душа просто не способна решить это сейчас, это тоже мучительно. А вот это отложенное решение – очень интересный подход, потому что он помогает сохранить внутренний баланс, а с другой стороны прийти  к позитивному результату.

Наконец, помимо осмысления и отложенного решения, есть еще способ — придание себе бодрости. Потому что человек, который по-настоящему тосковал, по-настоящему находился в глубочайшем расстройстве, он понимает, — у него руки не ходят, у него ноги не ходят, он делать ничего не может, он смотреть ни на что не может. И в этот момент такому человеку нужно провести над собою операцию, которую я называю «придание себе бодрости». Она всегда идет от дела. Она простая. Среди занятий, который человек знает, надо выбрать одно, наиболее простое и самое приятное. Недавно одному человеку, который находился в расстроенном состоянии, я советовал начать заниматься какой-нибудь физкультурой. Ты ничего не хочешь, тебе ничего не надо, но ты хочешь, чтоб ты был здоров, вот и начни заниматься этим. Помните, как барон Мюнхгаузен начинал вытаскивать себя за волосы из болота, так и мы, начинаем понемногу из этого мрака открывать дверь к здоровому самоощущению через простое физическое действие. Я говорю сейчас для людей, которые действительно тосковали. В этот момент душа человека, у которой все опоры потеряны, вдруг ощущает, что есть некий интерес, некая  устойчивость достигнута. Один процент жизни мы отвоевали. Мы прибавляем еще два, — добавляем еще какое-то действие, и потом еще и еще. Через некоторое время, — иногда на это уходит полгода, — вы видите, человек, который мог наложить на себя руки, теперь ходит и улыбается. Это выход через осмысление и через то, что ты даешь своей человеческой природе нечто, что ей нравится, что легко  достижимо, какую-то простую, но приятную, вещь. И опора на простое и приятное в случае, когда нет никаких опор, помогает.

Еще я хотел сказать вам о том, что между мраком уныния и освящением, которого достигали святые, например Серафим Саровский, есть очень много промежуточных состояний. Тяжелое уныние, потом идет просто уныние, потом идет лень с расслабленностью, потом идет легкая гневливость. Потом существует состояние, когда человек не испытывает негативных чувств, в принципе, он не унывает, живет он пять лет, и у него нет ни одного дня, когда бы он унывал. У него бывает ощущение, что жизнь  несправедлива, что события, которые произошли, — это повод для того, чтобы закричать в голос, но ощущение примитивного, расслабленного состояния души у него не бывает, и между мраком и полным светом все эти состояния как интересная палитра духовных переживаний. Собственно, что мы делаем? Мы стараемся подниматься вверх по этой лестнице. Каждый грех опускает нас вниз, каждое доброе дело поднимает нас вверх. Закончу тем, что все церковные писания говорят нам об одной важнейшей вещи: если у человека есть какое-то духовно-душевное состояние, которое ему не нравится, и он знает, как из него выбраться, он обязательно его преодолеет. Просто поищи психологические мотивы, поищи духовный алгоритм, как действовать, и это приведет к результату.

С праздником!

Проповедь 9: О гражданском браке

Дети часто нас не слушают. Особенно, когда мы пытаемся им объяснить христианское отношение к гражданскому браку. Я попробую поразмышлять о том, как с ними об этом разговаривать. Существует два способа жизни. Первый способ — жить с помощью соблюдения библейских заповедей, Господних заповедей. Это  самый простой, понятный путь. Но многим молодым людям кажется, что эти правила нужно еще проверить реальностью, сравнить с тем, что происходит вокруг, попробовать изменить что-то. И  в этот момент, конечно, от родителей очень многое зависит, потому что ребята ищут лидера, а лидер — это тот, кто может показать им выход. Мальчики в этот период жадно смотрят на мужчин и учатся мужскому поведению. Важно, чтобы отец объяснял,  показывал, как устроена жизнь, что делать, чего избегать, и делал это убедительно.

Я выбрал наиболее сложную тему, такую как  гражданский брак. Гражданский брак, с точки зрения Церкви и Священного Писания, — это блуд. Апостол Павел говорит: «Блудодеев судит Бог…». С точки зрения современного законодательства, например французского, это брак. Причем больше половины компонентов, которые имеются в браке зарегистрированном, распространяются на людей, которые находятся в гражданском браке. Парень или девушка, которым 16-18 лет, понимают, что универсальной модели  жизни не существует, и что среди разных моделей можно выбрать. Христианину очень важно уметь показать, что евангельский строй жизни — это наилучший вариант из того, что человек может выбрать для себя. Обратите внимание, насколько трудно гражданский брак переходит в брак полноценный, не говорю даже освященный Церковью, венчанный, а просто в официально зарегистрированный союз между мужчиной и женщиной, когда людей связывает не просто желание жить вместе, а сознание ответственности. Любой священник скажет вам, что Церковь признает отношения зарегистрированного брака, это видно из того, что в Церкви венчают только тех, кто расписался в ЗАГСе, кто взял на себя бремя ответственности, бремя взаимопомощи друг другу.

По мнению многих молодых людей, у гражданского брака огромное число плюсов. Плюсом является то, что можно узнать друг друга и не сделать ошибку, которая в случае регистрации и венчания останется ошибкой навсегда.  Плюсом является удовольствие и легкость. Ты никому ничего не должен, никто ничего не знает, все так делают, мы свободные люди, говорят себе юноши и девушки. Плюсом в кавычках является то, что это — грех. Вы знаете, что главное свойство всякого греха в том, что он несет в себе какую-то сладость.  Человек, который грешит, ощущает нечто более необычное, чем человек, который поступает правильно, какой-то адреналин играет в его крови. Это связано не только с блудом, но это связано, например, с нецензурной лексикой. Вот отчитайте кого-то за неправильный поступок приличными словами, — и ничего страшного. А вот выругаешься, — и какой-то особенный драйв появляется в словах. Связано это с тем, что грех — это некая сладкая конфетка, поверхность у нее сладкая, а внутри там полно горечи. Четвертый «плюс» гражданского брака заключается в том, что  все так делают. Если вы возьмете нецерковные семьи, то, как правило, люди сначала начинают жить вместе, копят на что-то, ждут, когда оба получат образование, и т.д. И, в конце концов, дозревают очень трудно до семьи, когда есть жена, есть ребенок, и между ними есть понимание, что они единое целое.

Как объяснить человеку, что гражданский брак — это плохо, когда у него столько плюсов (это удобно, это приятно, это тебя учит, ты получаешь новый опыт)? Что, с точки зрения семейной психологии, делает гражданский брак недопустимой формой взаимоотношения людей? Тут всё дело в недопустимом устроении человека. Есть две разных логики: логика страха и логика доверия. Гражданский брак имеет дело с первой, церковный – со второй. Брак – это изменение человека. Это важнейшее событие жизни. Относиться к этому событию надо, как к драгоценности (сегодня Евангелие было о купце и жемчуге, в переносном смысле жемчуг – жизненная драгоценность). А в гражданском браке происходит другой процесс. В гражданском браке изначальная логика – опасение, отсюда желание попробовать, чтобы не «вляпаться», но она, эта логика,  никуда не ведет или ведет с потерями. Это логика рынка, а не логика преображения, одухотворения, изменения. Еще раз: одно и то же событие можно рассмотреть в двух логиках: страха и доверия, а последнее ведет к благословению и Божией помощи. Но многие молодые люди выбирают логику страха. И родители становятся в тупик перед рационализмом собственных детей. Основной тезис гражданского брака: надо проверить. Но люди устроены одинаково. Логика доверия — другая. Юноша ждет, когда у него будет невеста, когда будет назначен день венчания.  Это ожидание окрашено светлыми тонами. Мы так устроены, мы ждем хорошего, и здесь есть, чего ждать. У меня есть знакомый священник, который сказал: «Когда я женился, я попал в рай. Всё, о чем я мечтал, всё, что мне казалось хорошим в этой жизни, я получил: я вскоре был рукоположен, у меня была жена, у меня появились дети, все самые лучшие желания были выполнены». И вот этот рай ожидает человека. Наступает медовый месяц, райский месяц. Но потом начинается период испытаний. У кого-то это три года, у кого-то больше. Я в таких случаях говорю: жди семь лет. И если ты обладаешь тактом, если ты обладаешь терпением, если и мужская и женская половины обладают способностью управлять собой, (потому что есть люди, которые не могут собой управлять, например, своим гневом, или своей спонтанной нервозностью), ты справишься. Дальше люди живут вместе, притираются друг к другу, Бог дает им благодать на то, чтобы они помнили светлые моменты жизни. Есть притча евангельская о том, как Христос пришел на брак в Канну Галилейскую и превратил воду в вино. И хозяину говорят: «Ты поступаешь не так, как все люди. Вместо того чтобы дать сначала хорошее вино, а потом то, что осталось, ты хорошее вино сберег доселе, до конца». И вот люди, которые живут в браке 30, 40, 50 лет, говорят: «Ты хорошее вино сберег доселе», потому, что красота брака раскрывается через много-много лет, если люди работают над своим браком. Такова динамика человеческих взаимоотношений. Муж и жена становятся дополнением друг друга, они действительно становятся не только одной плотью физически, но и духовно единым организмом. И, кстати, женатые мужчины живут дольше.

Что происходит в гражданском браке? Молодому человеку нужно объяснить, что медовый месяц он переживет до свадьбы, а свадьба для него — туманная точка, которая то ли будет, то ли не будет, медовый месяц кончится, а свадьбы еще не было. Нужно объяснить молодой девушке, что потом начнется период притирки друг к другу, и, прожив года два-три, люди вдруг подумают: «Зачем мне все эти проблемы?» Притирка-то идет, медовый месяц кончился, взаимоотношения не установлены, женщина, конечно, нервничает, потому что ребенку, которого она родит, нужен будет отец. А этот будущий отец смотрит на все это и думает: «А мне это нужно?» И получается, что плюсы у гражданского брака вроде есть, и так все делают, но в результате меньше рождается детей. Люди имеют все время какой-то негативный опыт, потому что это на самом деле  какой-то марафон, выматывающее соревнование, когда один другому пытается объяснить, кто кого больше любит. Семьи нет, идет притирка до того, как принято решение. Вы, наверное, поняли, к чему я клоню: «Решение, оно помогает! Решение, благословение, доверие способствует преодолению этих вещей. Юность это определенная математическая задача. Задача может быть решена правильно, и ты имеешь плюс, и неправильно, и ты получаешь минус. Так и жизненная задача  может быть решена правильно и не правильно.